Сергей Миронов о введении прогрессивной шкалы НДФЛ
31 мая 2024
Итак, свершилось! В Госдуме началась работа над модернизацией налоговой системы, и в том числе над тем, каким в ближайшем будущем должен стать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Прошли первые обсуждения в думских комитетах, в четверг 23 мая состоялись большие парламентские слушания по данной проблеме. После того, как в феврале этого года в своём Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин поставил задачу проработать "более справедливое распределение налоговой нагрузки в сторону обладателей высоких доходов", я полагаю, и тем, кто получает в России сверхдоходы, и их лоббистам стало понятно: хочешь – не хочешь, но придётся идти на уступки и признавать несправедливость нынешней шкалы НДФЛ, которая является генератором растущего социального неравенства.
Не завидую сейчас тем апологетам плоской шкалы НДФЛ, которые на протяжении многих лет вешали лапшу на уши россиянам про ее "полезность", про то, что она, якобы, является конкурентным преимуществом России, "способствует выводу капиталов из тени" и "привлечению инвестиций". Сегодня, стало очевидно, что это один из тех либеральных мифов, который опровергла сама жизнь, и этим деятелям приходится, как говорится, переобуваться на ходу. Характерно, что из их уст вместе с сокрушенными признаниями необходимости и неизбежности введения налоговой прогрессии зазвучали слова... о справедливости. Только не в плане того, то прогрессивная шкала НДФЛ должна эффективно служить снижению социального неравенства, а в виде опасений: как бы налоговый пресс на доходы сверхбогачей не был слишком сильным. Как видим, справедливость и несправедливость всяк понимает по-своему: у кого-то щи пустые, а у кого-то – не дай Бог! – жемчуг станет мелковат...
Между тем, опыт мягкого обложения сверхдоходов у нас в России уже имеется. С 1 января 2021 года НДФЛ был поднят с 13% до 15% для россиян с доходами в пять миллионов рублей в год. Плоская шкала, по сути-то, осталась плоской, но, правда, с маленьким "бугорочком". Реформа эта коснулась менее одного процента работающих граждан. В общей сложности дополнительные сборы от повышенной ставки составили 60 миллиардов рублей, которые пошли на лечение тяжелобольных детей.
Это был не шаг вперед, а, можно сказать, символический шажок. Тем не менее, наша партия поддержала такую реформацию, ибо это пусть небольшое, но продвижение в верном направлении. Однако сегодня мы находимся в ситуации, когда уже такого рода "гомеопатическими" дозами справедливости отделываться нельзя. Страна находится в ситуации, когда нужна реальная консолидация общества во имя победы над врагами, жаждущими нанести ей стратегическое поражение, а также во имя успешного достижения целей национального развития – устойчивого экономического роста, повышения жизненного уровня народа, решения демографических проблем и т.д. Вопрос о введении по-настоящему справедливого налогообложения доходов физлиц сегодня имеет уже не только финансовое и социальное измерение, но и морально-этическое. Невозможно, с одной стороны, звать народ к патриотическому единению, а с другой – мириться с
тем, что кто-то продолжает паразитировать и жировать за счёт народа.
Давайте задумаемся над такими цифрами. По данным Росстата, в 2023 году коэффициент Джини, отражающий степень доходного неравенства, вырос до 0,403 против 0,395 годом ранее. Еще один показатель, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) также увеличился – с 13,8 до 14,6. То есть социальное расслоение по-прежнему продолжает расти. Тенденция, при которой бедные беднеют, а богатые богатеют не переломлена. Надо переламывать!
Наша партия с самого её основания в октябре 2006 года четко поставила целью добиваться введения полноценной прогрессивной шкалы НДФЛ. Это – один из ключевых пунктов нашей партийной программы. Нас всегда поражал цинизм либералов-западников, которые, с одной стороны, считали США и другие страны Запада некими образцами для подражания, списывали многие "рецепты" капиталистического развития с них, но вот в части выстраивания налоговой системы почему-то все сделали наоборот.
Россия долгие годы оставалась единственной из "двадцатки" экономически развитых стран мира, в которой использовалась плоская шкала НДФЛ. Казалось бы, вот вам, господа либералы, пример США, которые вы считаете "Градом на холме": там ставка подоходного налога для богатых доходит до 37%. А уж в ныне недружественных нам странах Западной Европы – Германии, Швеции, Франции и т.д. – богачи отдают в казну еще больше – до 60-70%. Почему же этот опыт не переняли? Почему на России и россиянах решили ставить многолетний "эксперимент" с плоской шкалой? Кроме как интересами толстосумов, получавших сверхприбыли в нашей стране, а затем выводивщих их в офшоры, чтобы использовать на личное сверхпотребление, ничем это не объяснить.
Из года в год депутаты от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ готовили и вносили в Думу законопроекты о прогрессивной шкале НДФЛ. В общей сложности их было более полутора десятков. В разное время мы предлагали самые разные варианты прогрессии. Были и более жесткие, и менее, были и довольно мягкие, щадящие. Были законопроекты, что называется, на любой вкус и цвет. Увы, при всех прежних составах Правительства повторялась одна и та же картина: все наши налоговые законопроекты отметались с порога, всякий раз по ним выносились отрицательные заключения. Но мы продолжали и продолжаем бить и бить в эту стену, будучи уверенными, что рано или поздно проломим ее.
В феврале этого года, сразу после того, как прозвучало президентское Послание Федеральному Собранию, от имени СРЗП был внесён очередной законопроект, предусматривающий введение прогрессивной шкалы НДФЛ. В этот раз, взвесив все "за" и "против", мы предложили такой вариант: предлагается поднять ставку НДФЛ на доходы от 24 до 200 млн рублей в год до 18%, на доходы от 200 до 500 млн – до 20%, на доходы свыше 500 млн рублей установить ставку в 25%! Это даст бюджету свыше триллиона рублей дополнительных поступлений, которые можно направить на поддержку семей с детьми, малоимущих граждан, на инвестиции в сферы здравоохранения, образования и т.д. Разрабатывая свой законопроект мы исходили из того, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ не должно носить дестимулирующий характер и ни коем случае не должно бить по среднему классу. Нет, речь именно о супербогатых, о тех, для кого потеря определенной доли доходов отнюдь не является чем-то критическим.
Недавнее выступление в Госдуме вновь утвержденного Министром финансов А.Г. Силуанова показало, что в Минфине не спешат раскрывать карты, отделываются словами о том, что конкретные параметры НДФЛ еще только прорабатываются. Так в чем же дело? Берите наш уже готовый, всесторонне просчитанный законопроект и запускайте в работу. Тем более, что резину тянуть в этом вопросе никак нельзя. В любом случае решение должно быть принято в ходе весенней сессии Госдумы, чтобы новая схема уплаты НДФЛ заработала уже с 1 января 2025 года.
Прогрессивная шкала должна быть введена. Лёд тронулся, время пришло!